АКТЕРЫ И КРИМИНАЛ



 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

ВЕЛИКИЙ КОМБИНАТОР

 

За решёткой стальной не увидишь людей,
Только в клеточку неба кусок,
Ай, да Берта Мария Остап Бендер-Бей!
Я попался на голый крючок.

 

 

     Свершилось! Вот оно «блюдечко с золотой каемочкой»! В 75 лет у Великого комбинатора, а в жизни актера и бизнесмена, Арчила Гомиашвили есть все, и любовь масс, и дружба чиновников, и пара шикарных автомобилей, и отличный ресторан, свой бизнес, молодая (сравнительно) жена, дети…  Но все по порядку…

     Родился будущий Остап в грузинском городке Чиатуре в 1926 году. Его дед, «еще до исторического материализма», держал двор и перекладные на Военно-Грузинской  дороге, по которой в последствии будут брести Остап и Киса Воробьянинов, а отец был отнюдь не «турецкоподданным», а простым грузинским пастухом. Не найдя прелести в этой профессии, он отправляется в Москву, где в 1920 году заканчивает Московскую школу красной профессуры, и направляется в Донбасс на должность председателя профсоюза угольщиков. Но во времена великих репрессий он был арестован и выпущен только в 1944 году.

     Быстро поняв, что это не Рио-де-Жанейро, младший Гомиашвили перебирается в Тбилиси и поступает в Тбилиский художественный техникум. Молодой Арчил, который не знал тогда столько способов «честного отъема денег у граждан» и почти совсем не «чтил уголовный кодекс», связал свою судьбу с блатными, и как результат, угодил в кутузку – за воровство. Спасла амнистия. Вскоре его опять арестовали за хулиганство, но опять отпустили. Такое положение дел никак не могло устроить нашего героя, ведь могут и не отпустить, и он, после двух лет учебы, отправляется в Москву.

     Здесь талант молодого грузина был по достоинству оценен, и он был принят в Школу-студию МХАТ. Но горячее южное сердце не давало покоя. И однажды…, но послушаем самого Арчила Михайловича: «В театре Вахтангова были три сестры Пашковых, все они были любовницами Рубена Николаевича Симонова. Они все играли мадемуазель Нитуш, и та, которую он пользовал, и играла. По этому определяли, с кем он сегодня. Мне младшенькая нравилась. В драке в ресторане, куда я ее пригласил, я кому-то выбил глаз. Хрен знает, кто выбил - там такая драка была! - но показали на меня». Спасла мама, дав взятку потерпевшему.

     Недоучившийся актер вновь возвращается на Родину. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили, а в 1958 году актер уехал в Поти и работал сначала в театре имени Эристави, а потом - в Русском театре имени Грибоедова. Рассказывают, что спектакли с его участием проходили с неизменным успехом, достаточно было только написать на афише «Арчил Гомиашвили» и аншлаг был гарантирован. Первую свою роль в кино Арчил Гомиашвили исполнил в 1957 году в фильме С.Кеворкова и Э.Карамяна "Лично известен". Здесь на родной земле он принял решение быть «в первых рядах строителей Коммунизма» и вступил в партию (с его-то послужным списком!), а в 1966 году ему было присвоено звание Народный артист Грузинской ССР.

     Итак, Грузия покорена! Но, как добыть славу на 1/6 части суши? Помог случай. В 1971 году Леонид Гайдай решил снимать фильм «Двенадцать стульев». На роль Остапа Бендера претендовали Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Владимир Басов, Александр Белявский и наш «покорный слуга». Роль досталась Владимиру Высоцкому, но он внезапно запил в самом начале съемок и роль досталась Арчилу.  О фильме написана масса статей, но послушаем Арчила Михайловича: «Мне, надо признаться, фильм не понравился. Я даже с премьерного показа встал и ушел. А на следующий день Леонид Гайдай пригласил меня в ресторан гостиницы "Украина". И под водочку с галушками я ему и высказал: "Если бы знал, что ты такой плохой режиссер, не стал бы у тебя сниматься!" А он не растерялся и, закусывая этими самыми галушками, ответил: "А я если бы знал, что ты такой плохой актер, не пригласил бы тебя на эту роль!"». Как сказал бы незабвенный Остап Бендер: «Режиссер! Убивать таких режиссеров надо!». Но, так как у нас демократия выслушаем и другую сторону, а именно жену Леонида Гайдая Нину Гребешкову: «Ему не понравилось работать с Гомиашвили, и он его после" Двенадцати стульев "больше никуда не звал. Зря, наверно, я это говорю. Этот актер вечно заискивал, лебезил. Хотя мне кажется, что Остапа Бендера он сыграл лучше, чем Андрей Миронов». Как бы там ни было, фильм зрителям понравился и Арчил Гомиашвили стал звездой союзного масштаба.

     Слава принесла нашему Остапу не только любовь и признание зрителей, но и более осязаемые вещи. В одночасье он стал обладателем «ключа от квартиры где деньги лежат» в виде огромной квартиры дочери Сталина Светланы Аллилуевой и «Антилопу Гну» в виде новенького «Мерседеса». У него молоденькая жена (вторая), на которой он женился когда ему было 39 лет, а ей 15!  В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актером Московского театра имени Ленинского комсомола, через несколько лет перешел в театр имени Пушкина.

     «Лед тронулся, господа присяжные заседатели». Кажется сбылась «розовая мечта детства». Новые роли в кино и театре, признание, слава, успех, деньги наконец, но… умирают один за другим Генеральные секретари Коммунистической партии, ввергая в тоску всё «прогрессивное человечество», наступает «перестройка», а с ней и тает всё «накопленное непомерным трудом».

     Великий комбинатор озадачен, не пойдешь же по примеру Бендера продавать астролябию, но недолго. Он вспоминает, что когда-то его представили немецкому миллиардеру Майклу Фильду и тот даже подарил ему свою книгу «Америка глазами таксиста», рассказывающую  о трудной судьбе богача. Переведя сей бесценный труд, наш Остап купил папочку с гордой надписью «Дело №» (моё предположение), вложил туда сценарий, скоренько написанный по мемуарам Фильда и отправился в Германию просить у нового Корейко денег на фильм о нелегкой судьбе миллионера. В роли Фильда Арчил Михайлович планировал сняться сам. Как и Александр Иванович Корейко Фильд со своими деньгами расставаться не хотел, а Великому комбинатору хотелось есть. Но не будем лишать удовольствия самого актера рассказать об этом периоде, он это очень любит вспоминать: «Год я в Западном Берлине с ним сотрудничал. Практически ничего не зарабатывал, все тратил. Я дошел до ручки - у меня почти ничего не было. А он все не подписывает контракт. И вдруг вызывает меня. Я понял - финта. В назначенный день, весь в долгах, сто марок в кармане, к телефону не подхожу, потому что пол-Берлину должен, иду к нему и перед этим захожу в казино. Вот что значит - рожден под счастливой звездой! Ставлю на 23 - на день моего рождения - сто марок. Выигрываю. Ставлю еще и выигрываю... 160 тысяч немецких марок! За 20 тысяч новенький «мерседес» можно было купить. Майкл Фильд мне отказал, но сказал: «Ты мне понравился, и я не могу тебя так просто отпустить». И подарил мне десять комнат с игральными автоматами на самых шумных улицах Западного Берлина. На следующий день я стал очень богатым человеком».

     Через некоторое время Остап.., извините, Арчил Михайлович возвращается в Москву. . В 1990 году он становится президентом акционерного общества "Сити-бизнес", а в конце 1992 года открыл в Москве, первым из актеров, клуб "Золотой Остап", который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997 годах был признан лучшим в Европе. На открытии клуба, естественно, присутствовал Юрий Михайлович Лужков. В своей речи он отметил: «У меня такое ощущение, что я нахожусь за рубежом». Несомненно, клуб ему напомнил Рио-де-Жанейро. Не переставая повторять, что деньги его не интересуют, Арчил Гомиашвили затевает ещё одно мероприятие, с ещё одним Великим комбинатором Артемом Тарасовым (тот, что заплатил 90000 рублей партийных взносов, когда средняя зарплата составляла 200 рублей), но теперь уже в Лондоне. Здесь все будет на высшем уровне и девочки, которым будут доплачивать за каждую дополнительную бутылку шампанского, выпитую клиентами (бедная печень!), и кухня.

     Жаль только, что этот несомненно талантливый человек, больше сниматься в кино не планирует.

 

 

Ссылки по теме:

Арчил Гомиашвили – биография, фильмография.

Арчил Гомиашвили – дружеский шарж

[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]